Логопед-дефектолог и логопед: в чём разница?

Как выбрать занятия с логопедом в Кирове? Что делает логопед, а с какой проблемой лучше всего обращаться к логопеду-дефектологу? Разберем подробно!
Начнем с небольшого отступления. Дефектология – наука о дефекте, которая охватывает вообще все возможные нарушения. У детей могут быть дефекты (нарушения) зрения, слуха, интеллекта, опорно-двигательного аппарата, и речи.
С каждым из этих дефектов работает свой специалист:

– с нарушениями зрения – тифлопедагог;
– с нарушениями интеллекта – олигофренопедагог;
– с дефектами слуха – сурдопедагог
– с нарушениями речи – логопед (учитель-логопед).

Все эти специалисты – дефектологи, так как изначально корректируют дефекты, каждый в своей области. Традиционно приставку «дефектолог» не произносят. Обращаясь, например, к сурдопедагогу, мы подразумеваем, что он дефектолог-сурдопедагог.

Еще один пример: мы не разделяем понятия «хирург» и «врач-хирург», потому что хирург по умолчанию врач, и разделять эти понятия неверно.
Чем же отличается логопед от логопеда-дефектолога?
Ничем. Это два варианта названия одного и того же специалиста.
Причем как уже писали выше, не корректно упоминать приставку «дефектолог», ведь логопед по умолчанию специалист в речевых дефектах. Также, как мы не говорим дефектолог-олигофренопедагог, дефектолог-сурдопедагог, дефектолог-тифлопедагог. Название специалиста само по себе подразумевает коррекцию определенного нарушения.
Почему тогда неврологи и психиатры направляют именно к логопеду-дефектологу?
Здесь очень тонкий момент: из всех направлений дефектологии, именно логопедия занимается, в том числе, с полностью здоровыми детьми.
Логопед – тот «универсальный солдат», который может корректировать серьезные речевые дефекты, а может просто ставить звуки у полностью здоровых детей. Выбирая работу только со здоровыми детьми, логопед теряет квалификацию, уходя от дефектологии.

В результате мы получаем логопедов с одинаковым образованием и компетенциями на старте, но один работает по специальности, корректируя речевые нарушения. А второй уже не логопед в полном смысле этого слова, хотя имеет диплом и право называться логопедом.

Чтобы внести хоть какую-то ясность, врачи говорят «логопед» и «логопед-дефектолог». Подразумевая специалистов с разными компетенциями, уровнем знаний и опытом.
Хорошо, как понять, где «логопед», а где логопед?
Логопед не всегда будет называть себя логопедом-дефектологом, ведь это название не корректно.
Ориентируйтесь на отзывы, высшее образование (закончив трехмесячные курсы, можно стать только условным «логопедом»), курсы повышения квалификации и опыт. Логопедия – интересное и сложное направление дефектологии, здесь знания неотделимы от опыта.

Есть еще несколько критериев, по которым можно определить, кто перед вами:
  • Во-первых
    Логопед не боится показывать свою работу. Логопед не выставляет родителей за дверь, объясняя это тем, что «у нас так принято» и «ребенок будет отвлекаться». Результат будет только тогда, когда есть связь «родитель-ребенок-специалист». Логопед должен быть заинтересован в общении с родителем, равно как и родитель – в общении с логопедом. Если специалист отказывает в просьбе присутствовать на занятии, стоит задуматься, почему так происходит.
    01
  • Во-вторых
    Общие и размытые ответы на вопросы родителей. Логопед должен подробно ответить на все вопросы. Если вы слышите общие фразы с подтекстом «Зачем вам вникать в это, всё равно не поймете» – перед вами не логопед, а «логопед».
    02
  • В третьих
    Отсутствие четкого плана коррекции. Логопед после диагностики или после нескольких диагностик, если ребенок сложный, должен построить программу коррекции и донести ее до вас. Родитель должен понимать, что и зачем делает на занятиях с ребенком специалист.
    03
Подведем итог. Логопед и логопед-дефектолог – два названия одного специалиста, причем второе название не совсем корректно. Логопед без приставки «дефектолог» занимается коррекцией речевых недугов разной степени тяжести, иногда вместе с другими специалистами: неврологом, психиатром и так далее.

Но современные реалии таковы, что врачи вынуждены выделять настоящих логопедов приставкой «дефектолог», чтобы отделить логопедов от «логопедов», которые занимаются со здоровыми детьми пальчиковой гимнастикой и другими вещами, не относящимися к их прямому назначению: коррекции речевых дефектов.